6 августа ушла из жизни fashion-директор ЦУМа и вице-президент группы компаний Mercury Алла Вербер. Она являлась ключевой фигурой рынков ритейла и роскоши в России, привезла в России целый ряд ведущих мировых брендов и была для зарубежных профессионалов олицетворением нашей страны. Вспоминая сегодня этого талантливого и душевного человека, мы публикуем интервью Аллы Вербер, сделанное изданием PROfashion в 2015 году.
Международные люксовые бренды по-прежнему рассматривают ЦУМ в качестве «окна в Россию», несмотря на кардинальные изменения политико-экономического ландшафта. О том, как одному из крупнейших российских предприятий розничной торговли удается держать лидирующие позиции на рынке товаров класса люкс, рассказала вице-президент Mercury, fashion-директор ЦУМа Алла Вербер.
Сегодня много говорят о необходимости поддерживать российских производителей. Между тем ЦУМ уже давно этим занимается: здесь проводят акции (например, «Платье для Золушки»), устраивают fashion-дни и «модные ночи» для российских дизайнеров. И главное – одежда локальных марок продается на одной площадке с ведущими люксовыми брендами, что само по себе служит мощным средством продвижения. Насколько мне известно, осуществляется довольно жесткий отбор – из пары десятков российских дизайнеров каждый сезон к продажам допускаются лишь две-три марки. Каким критериям должен отвечать локальный бренд, чтобы его коллекции продавались в ЦУМе?
Алла Вербер: Бренд должен представить одежду высокого качества, интересного дизайна, с адекватной ценой. Очень важно, способен ли бренд выпускать коллекцию к сезону. Часто, когда связываешься с российским дизайнером после замечательного дефиле, выясняется, что коллекции как таковой у него нет – есть отдельные модели без размерного ряда. Все эти аспекты надо учитывать, перед тем как начинать продажи. Бренду необходимо наладить производство, выработать грамотную ценовую политику. Ведь нередко бывает, что одежда от российских дизайнеров стоит столько же, сколько вещи от знаменитых международных fashion-брендов.
У нас есть специальный байер, который отслеживает все fashion-шоу с участием российских брендов, просматривает их сайты, отбирает наиболее интересные и предлагает для закупок. Я сама часто посещаю дефиле российских марок. И всегда говорю, что необходимо поддерживать наших молодых дизайнеров – ведь это наше будущее. Поэтому, если я вижу у модельера талант, потенциал, желание работать, возможность организовать стабильное производство, то обязательно беру его коллекции в ЦУМ или ДЛТ.
Нью-йоркский дизайнер Фаусто Пульизи на вопрос, кто для него является воплощением русской женщины, ответил: Алла Вербер. Я полагаю, что для многих зарубежных дизайнеров вы олицетворяете Россию, которая воспринимается как главный потребитель на мировом люксовом рынке…
Алла Вербер: Я привезла в Россию огромное количество дизайнеров. Мы, например, первыми стали продавать Gucci в нашей стране. Компания Mercury запустила на российском рынке монобрендовые магазины международных люксовых брендов, созданных великими дизайнерами: Fendi, Dolce & Gabbana, Brioni, Kiton, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Tom Ford…
Чем хорош формат department store – здесь можно представить огромное количество самых разных марок, с разной ценовой политикой и целевой аудиторией, охватить разные возрастные категории, попробовать, посмотреть, что лучше продается, что надо подкорректировать… ЦУМ в этом плане открывает очень широкий диапазон возможностей – второго такого универмага вы не найдете.
Вы буквально предвосхитили мой следующий вопрос. Марвин Стюарт Трауб, долгие годы генеральный директор Bloomingdales, человек, которого вы назвали одним из своих учителей, как-то сказал: «Мы считаем своими конкурентами не только другие универмаги, но также Музей Соломона Гуггенхайма и Метрополитен». А кого вы могли бы назвать конкурентом ЦУМа – по большому счету?
Алла Вербер: Конкуренция – это естественное состояние рынка… Я создавала ЦУМ по подобию всемирно известных department store, которые посетила и посмотрела – у каждого из них взяла нечто такое, что мне понравилось. И конкурентов-универмагов у ЦУМа как у department store нет. Повторюсь, второго такого магазина как ЦУМ нет ни в Москве, ни в России, ни в одной другой стране мира. Я с большим уважением отношусь к Михаилу Куснировичу и Екатерине Моисеевой – они очень успешно работают и развивают ГУМ. Но я не стала бы называть их нашими конкурентами – скорее уж коллегами, которые идут в ногу с нами.
В предыдущий кризис, в 2008 году, компания Mercury не только с достоинством удержала свои позиции на внутреннем рынке, но и укрепила международное влияние, став совладельцем аукционного дома Phillips de Pury. Как вы считаете, предоставляет ли нынешний кризис какие-то новые возможности для роста?
Алла Вербер: Каждый кризис по сравнению с предыдущим кажется сильнее. И думаешь, что хуже и быть уже не может. Но что дает нам кризис? Он заставляет нас собираться – с силами, с мыслями, – вынуждает переоценивать свои ресурсы и задействовать их по-новому, придумывать проекты, которые способствуют подъему, развитию. Казалось бы, все уже испробовано, проработано, использовано, а оказывается – нет. Еще есть масса способов, чтобы достичь хороших результатов. И таким образом кризис подталкивает компании к новым решениям, позволяющим улучшать работу…
Конечно, нам всем хотелось бы обойтись без кризиса. Но раз уж мы оказались в этой ситуации, не остается ничего иного, как взять себя в руки и бросить все силы на то, чтобы не только выжить, но и поднять дух. Мы, например, снизили цены. И наши покупатели восприняли это с большим воодушевлением – ведь клиентам теперь не надо лететь на шопинг куда-нибудь в Европу, они могут купить брендовые вещи в ЦУМе по такой же цене, а выбор, как все покупатели говорят, сегодня у нас гораздо лучше.
Какие еще программы поддержки в новых экономических условиях осуществляются ЦУМом?
Алла Вербер: Мы поддерживаем разные благотворительные организации, потому что считаем, что помогать необходимо – детям, больным людям, нуждающимся в медицинской помощи, – поэтому мы постоянно организуем благотворительные распродажи и акции.
Каждый сезон мы открываем новые магазины. В Третьяковском проезде открылся Дворец Dolce&Gabbana – один из самых красивых магазинов в мире. В Barvikha Luxury Village появились Дворец бракосочетаний, новый бутик Valentino.
Мы планируем открыть бутик Valentino в гостинице «Метрополь», в Третьяковском проезде появятся новые бутики Alexander McQueen и Сeline, в ЦУМе – множество новых корнеров. Ни одна компания в мире не открывает такое количество точек продаж международных люксовых брендов, как Mercury. И мы намерены держать эту высокую планку.
Беседовал Максим Медведев