Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

Европейцы не смогут найти альтернативные российскому экспорту объемы природного газа ни с помощью газопровода EastMed, ни с помощью других проектов – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

Перспективы EastMed на сегодня сомнительны

Таким образом, Сергей Александрович прокомментировал мнение германского издания Junge Welt, что реализация трубопровода EastMed станет шансом американцев осуществить эффективный саботаж поставок российского газа через «Северный поток-2».

Немцы уверены, что США не удастся запретить «Северный поток-2», но у Вашингтона остаются возможности для парализации этого проекта. Для этого Штаты должны предложить приемлемую для европейцев альтернативу российскому СПГ, что, безусловно, не американский СПГ, а поставки трубопроводного газа в Евросоюз из других регионов мира. В частности, из Восточного Средиземноморья.

Вызывает серьезные сомнения, что американцы для борьбы с российским газом будут лоббировать проекты других государств, а не свой СПГ, но разговор о газопроводе EstMed действительно имеет место, причем документы по нему уже были подписаны в Греции.

В рамках данного проекта предполагается добывать природный газ на шельфе Восточного Средиземноморья, а затем поставлять его в Грецию и дальше в государства Евросоюза. В качестве стран-участниц данного проекта задействованы Греция, Кипр, а также Израиль.

Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

«Сейчас, на самом деле, об этом сложно говорить, поскольку в рамках этого проекта делаются разные заявления – то они хотели обеспечивать газом Ближний Восток, то теперь они хотят трубопроводным способом качать оттуда газ в Евросоюз», — констатирует Правосудов.

Другой вопрос, непонятно, почему здесь фигурирует «Северный поток-2», поскольку структура EastMed конкурирует с «Турецким потоком», вторая нитка которого должна прийти в государства Евросоюза с территории Турции через Грецию или Болгарию.

«Кроме того, нет уверенности, что в добыче газа на этих месторождениях ставка будет сделана на трубопроводный газ – ведь были же здесь идеи о том, чтобы сжижать этот газ в Египте, а затем продавать его в виде СПГ. Понятно, что в будущем определенные объемы газа этот проект даст и что-то обязательно придет на европейский рынок, но масштабы всего этого на сегодняшний день не ясны», — заключает Правосудов.

Как считает эксперт, какую-то роль в энергетических делах ЕС этот проект сыграет, но его точно нельзя назвать эпохальным или переворотным для энергетического сотрудничества между Москвой и Брюсселем. Очевидно, что масштабы здесь скромные.

Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

Российский газ невозможно заменить на рынке Евросоюза

«Не надо забывать про то, что собственная добыча в Евросоюзе снижается. Голландское месторождение «Гронинген», являющееся крупнейшим в Евросоюзе, постепенно закрывается, а масштабы добычи природного газа в Норвегии не растут», — резюмирует Правосудов.

Все это позволяет сделать вывод, что данный проект не изменит ситуацию в ЕС, хотя бы из-за того, что газ из Средиземноморья просто заполнит те объемы, которые возникнут вследствие снижения европейской добычи, поэтому перед нами простое замещение.

«Заместить российский газ в Евросоюзе невозможно. Более того, никто в Брюсселе не собирается этого делать. Эта идея там даже не обсуждается на серьезном уровне, а разговор идет только о дополнительных поставках», — констатирует Правосудов.

Вообще, сложилось впечатление, что все эти разговоры, которые инициируют европейские СМИ о возможности снижения импорта природного газа из России, связаны с лоббистскими делами. В реальности, даже такие государства, как Литва и Польша, не снижают свою закупку газа из России и используют СПГ-терминалы в политических целях, что подтверждает общую политизированность данной темы.

Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

«Европейцы видят, что российские поставки газа растут из год в год. При этом, Евросоюзу хотелось бы, чтобы на старом континенте было бы побольше поставщиков, с чем и связаны данные попытки по диверсификации поставок», — заключает Правосудов.

По словам Сергея Александровича, у России нет серьезных конкурентов за исключением Ирана, который, чисто теоретически, мог бы оказать серьезное сопротивление российскому газу на энергетическом рынке Евросоюза. В то же время, Иран сегодня находится под санкциями, которые будут продолжаться неопределенное время, поэтому данное направление закрыто для европейской энергетики.

Кроме того, в иранскую газовую добычу необходимо вложить серьезные деньги, а также построить магистрали по поставке газа, ведь на сегодня газовая добыча в Иране используется для нужд местной экономики и ее не хватает даже для экспорта сырья в Турцию.

«Пока в Иране не сменится режим аятолл западная санкционная политика никуда не уйдет, поэтому европейцам остается только Катар и Норвегия, причем катарцам выгодней поставлять свой СПГ в Юго-Восточную Азию», — резюмирует Правосудов.

Ставка США на EastMed только усилит газовые позиции России в Европе

Там цены обычно значительно выше, чем в ЕС. Иногда они ситуативно выравниваются, но, в целом, крупным производителям СПГ выгодней работать с растущим азиатским рынком. Именно поэтому американский СПГ идет сегодня туда, а не в Европу.

Алжир также не может нарастить свою добычу, поэтому пока не будут сняты санкции с Ирана конкуренции у России не будет. 

Автор:
Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru