Ученые ЦАГИ разработали новые способы борьбы с тряской самолета

Ученые ЦАГИ разработали новые способы борьбы с тряской самолета

Новые техники управления обтеканием на трансзвуковых скоростях крейсерского полета лягут в основу концепций перспективных воздушных судов для существенного повышения их аэродинамического качества

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени
профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) разработали новые способы
борьбы с тряской самолета на околозвуковых скоростях, сообщили
РИА Новости в пресс-службе института.

«При полете на больших трансзвуковых скоростях есть риск
возникновения волнового сопротивления, которое при определенных
условиях приводит к сильной тряске (бафтингу — ред.) воздушного
судна. Ее последствия могут быть плачевными: вплоть до разрушения
крыла из-за усталости конструкции. Ученые ЦАГИ исследуют способы
управления обтеканием самолета для борьбы с этим негативным
явлением», — сказали в институте.

Там пояснили, что в течение пяти лет экспериментально изучался
активный метод подавления волнового сопротивления, заключающегося
в тангенциальном выдуве струи сжатого воздуха из щелевого сопла
на верхнюю поверхность крыла. «В 2018 году в аэродинамической
трубе ЦАГИ в результате экспериментов были определены оптимальные
параметры такой системы управления: положение сопла,
интенсивность выдува в моделируемых условиях трансзвукового
полета при числах Маха от 0,72 до 0,82. Испытания показали
эффективность выбранной технологии», — сказали в ЦАГИ.

Одновременно проводились исследования своеобразного ноу-хау
ученых института – пассивного способа воздействия на
трансзвуковое обтекание с помощью специальных струйных
вихрегенераторов. Вихри, которые образуются путем перепуска
воздуха из специальных отверстий, расположенных на крыле до и
после скачка уплотнения, стабилизируют его положение, тем самым
ослабляя явление бафтинга.

«Одно из главных преимуществ этого метода – он не требует
дополнительных затрат энергии. Работа выполнена за счет гранта
Российского научного фонда и защищена патентом», – рассказал один
из авторов исследования, главный научный сотрудник отделения
аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», доктор
физико-математических наук Мурад Брутян.

Разработанные техники управления обтеканием на трансзвуковых
скоростях крейсерского полета лягут в основу концепций
перспективных воздушных судов для существенного повышения их
аэродинамического качества.

 

Источник: ria.ru

scientificrussia.ru